В защиту лесов. Дело об отмене Генплана дошло до Верховного суда.

Возможно, данный «местный» инцидент никто и не заметил, если бы судебная практика, развернувшаяся вокруг споров об отмене Генерального плана Воронежа, не стала краеугольным камнем и не положила начало новых возможностей беспрецедентного использования территорий лесных насаждений под застройку по всей стране.

В чём спор?

По данным Федерального агентства лесного хозяйства, мэрия Воронежа пытается включить в границу города 583 Га лесов, указанных в текстовой части Генплана. Но при проверке выяснилось, что к городу пытаются присоединить 888 Га леса. Ни один из этих показателей не был согласован федеральным ведомством.

«В 2020 году Рослесхозом был рассмотрен и НЕ СОГЛАСОВАН поступивший из Минэкономразвития России проект генерального плана городского округа город Воронеж. На сегодняшний день, спустя два года, согласование проекта генерального плана Воронежа в Федеральном агентстве лесного хозяйства так и не состоялось»

Комментарий Рослесхоза, пресс-центр

Однако, за эти 2 года городская власть не стала утруждать себя доработкой проекта, успела его утвердить в городской думе и следом принять Правила землепользования и застройки, по которым строители ведут активную работу.

Напомним, что есть мораторий, распространяемый на защиту присоединяемых к городу лесов только на 1 год, после истечения которого, городская администрация вправе перевести зеленые зоны под любое выгодное им назначение.

Что по закону?

Согласно действующему законодательству, муниципалитеты обязаны до утверждения проекта Генплана пройти согласование в отраслевых федеральных органах (ст. 25 Градостроительного кодекса РФ). Но Воронеж решил пойти по своим правилам и в декабре 2020 года не смотря на разногласия с Минприроды и Рослесхозом утвердил Генеральный план развития города до 2041 года. Именно этот факт и послужил началом судебных разбирательств вокруг главного градостроительного документа городского округа. Местный беспартийный депутат выступил в защиту лесов и потребовал в судебном порядке отменить Генплан.

«Порядок согласования и утверждения нормативных актов закреплен федеральным законодательством. И позволять муниципалитетам самостоятельно принимать градостроительные документы, отдавать под застройку «зеленые зоны» без ведома федеральных отраслевых органов – ставит под вопрос эффективность работы всей правовой системы»

истец по иску об отмене Генплана Воронежа Алексей Панфилов

Однако местный суд встал не на сторону защиты интересов жителей и лесов, а на сторону администрации. Увидев столь неожиданный поворот, к иску присоединилось Федеральное агентство лесного хозяйства, ведь речь об их собственности – федеральных лесах.

«Действия администрации Воронежа свидетельствуют о самозахвате земель лесного фонда, нарушают имущественные права и законные интересы Российской Федерации в области лесных отношений. Именно к этому и приведет такая практика. Все начнут прикрываться квази-юридическим (т. е. нигде в законодательстве не предусмотренным) термином «проектируемая граница», спокойно включать лесные или любые особо охраняемые земли в границы населенных пунктов. На такие участки будет распространять режим, разрешенный для земель населенных пунктов, в том числе возможность их беспрепятственно застраивать и использовать для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства. Документы, подтверждающие данные обстоятельства, представлены Воронежской городской Думой в материалы административного дела по оспариванию Генерального плана. Но суд не дал им никакой правовой оценки».

Комментарий представителя Рослесхоза в суде

Получается, что данный прецендент может породить вопиющую практику для муниципалитетов всей страны. Рассудить стороны и разъяснить позиции может только Верховный суд. Ожидаем: будет ли Верховный суд рассматривать дело или нет? Время покажет.

«Давайте на секунду представим, что Верховный суд не станет давать свои разъяснения и оставляет всё как есть. Получается, что муниципалитет может чисто формально относится к действующей норме согласования Генплана развития города с федеральными ведомствами. И независимо от того, получают они одобрение или нет, застраивать город по своему усмотрению. Такая практика показывает, что интересы строителей могут быть выше интересов горожан, и воронежский суд эту позицию утвердил. Последствия такого развязывания рук муниципальным властям могут быть крайне тревожны. Хаотичная застройка городов просто-напросто узаконивается на местном уровне».

Директор Ассоциации “Новый город”, Константин Жуков

К чему всё это приводит? Цифры и факты: по санитарным нормам, в городе-миллионнике должно быть предусмотрено не менее 16 кв.м озелененных территорий на каждого жителя. Сегодня в Воронеже на каждого горожанина приходится в 2 раза меньше установленной государством нормы – 8,9 кв.м. зеленых территорий. Получается, что и тут администрация может отмахнутся от федеральных норм. И чем дышать жителям городов с такими перспективами?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.